Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 16.01.2018, 16:02

МОУ Лицей

г.Балашова Саратовской области
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [55]
Проголосуй за наш сайт Проголосуй за наш сайт Проголосуй за наш сайт Проголосуй за наш сайт

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок по физике, 9 класс, учитель Тарасенко Е.Ю.
[ Скачать с сервера (918.5Kb) ] 08.10.2012, 18:38
Тема: Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Цель урока: познакомить учащихся с явлением отражения света, дать им сведения о законах, которым подчиняется это явление Задачи урока: Обучающая: познакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред, помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света; Развивающая: развивать мировоззрение учащихся; экспериментальные и исследовательские навыки, умения анализировать, сопоставлять и делать выводы; Воспитательная: учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенных зрения. Тип урока: урок формирования новых знаний Место урока в учебном плане: второй урок по теме "Оптика”. Оборудование: компьютер, презентация "Свет” (см. приложение), проектор (или медиапроектор), акустические колонки, карточки – задания, затемнение на окно, комплект оборудования по геометрической оптики, индивидуальные наборы по оптике, поощрительные карточки Ход урока I. Организационный этап (1-2 мин)
-Здравствуйте, дети! Садитесь. (доклад командира кадет.класса о готовности класса к уроку и о количестве отсутствующих) -Ребята, сегодня на уроке кроме привычных вещей, нам понадобятся: карандаш, линейка и транспортир. Проверьте, пожалуйста, их наличие на вашем столе. II. Актуализация знаний. Повторение. Проверка домашнего задания.
1.-На прошлом уроке Вы уже начали изучать удивительный мир оптических явлений. Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие, но для его продолжения необходимо вспомнить основных, главных персонажей нового для Вас раздела физики «Оптика» (раздаю именные карточки – задания: первая – на компьютере открыть папку «Задание №1» (при проверке вывести на интерактивную доску) разобрать на 2 колонки картинки источников света естественные и искусственные. Вторая - приготовить и продемонстрировать опыт, доказывающий прямолинейность распространения света) 2.- Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслажденье красотой: Небо, Солнце, звезд сиянье, Море в блеске голубом – Всю картину мирозданья Мы лишь в свете познаем. (блиц-опрос учащихся) -Так что же такое свет? Дайте определение!( Свет - это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения) - Перечислите виды электромагнитных излучений, не воспринимаемых глазом. (инфракрасное и ультрафиолетовое ЭМИ) - Как называется раздел физики, изучающий световые явления? (оптика- раздел физики, ….) - Что представляет собой луч света (в физическом смысле)? (Это достаточно узкий пучок света, линия, вдоль которой распространяется световая энергия) - Что называют источником света? (тело, способное излучать свет, испускать ЭМВ) - Какие виды источников света вы знаете? (естественные и искусственные) - Какой источник света мы будем называть точечным? (источник света размеры которого много меньше тех расстояний которые он проходит называется) - Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (свет в однородной среде распространяется прямолинейно) ДЕМОНСТРАЦИЯ (карточка-задание №2) - Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света (образованием теней и полутеней) - Какие астрономические явления подтверждают прямолинейное распространение света в однородной среде? (солнечные и лунные затмения) - Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? ( из-за взаимного обращения Луны вокруг Земли, а Земли вокруг Солнца. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю, и из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение) - 3. – Молодцы! Обратимся к домашнему заданию. Откройте рабочие тетради. Комментирует экспериментальную задачу…… Домашняя задача. Вы стоите на берегу. А на противоположном берегу находится дерево. Высота, которого Вам известна. Опишите способ, с помощью которого можно измерить ширину реки, если в вашем распоряжении есть линейка с делениями. Решение: С помощью линейки надо измерить длину вытянутой руки (см.рис. ), затем держа линейку на вытянутой руке, надо измерить видимую высоту дерева (см.рис. h). Тогда ширина реки L можно найти из пропорции L=l , где H-высота дерева. H h h H l ОТМЕТКА: L 4. – Учащиеся…………………….получили задания на карточках, проверим их (учащиеся читают задания и комментируют их выполнение) Карточка№1: вывести на экран - На прошлом уроке я попросила желающих подготовить стихи об источниках света, прочтите их: Солнце: И.А.Бунин
Солнце уходит в далекие страны
В сумрак ночной, за леса и моря
В темных лесах засинели туманы,
В море горит золотая заря.
Звезды: Ф.Тютчев
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены. Свеча: Б. Пастернак
Мело весь месяц в феврале
И то и дело,
Свеча горела на столе,
Свеча горела. Молния:
И.А. Бунин
Если ж молния вспыхнет, как пламя над горном
Раскрываются чащи в изломах неверных
Точно древние своды во храмах пещерных
В подземелье Перуна, высоком и черном.
Полярное сияние: М.В. Ломоносов
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от Земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рожал пожар?
-Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света? (нет. Она сама не светит!) Тогда почему мы её видим? (она отражет свет и он попадает нам в глаза) -Почему мы видим окружающие нас тела? Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, как происходит отражение света и каковы его законы-Ответы на все эти вопросы мы дадим на этом уроке, поэтому тема нашего урока: ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА. ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ. ПЛОСКОЕ ЗЕРКАЛО. (слайд1) III. Усвоение новых знаний, умений и навыков (15-18 мин)
1. Историческая справка. -В древности представления о природе света были весьма примитивными, фантастическими и к тому же весьма разнообразными. То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). ( Слайд2) -Повседневный жизненный опыт наблюдения за образованием теней, астрономические наблюдения, наблюдения за отражением света, в частности от металлических зеркал привели древних к пониманию закона отражения света. Описание законов прямолинейного распространения света в однородной среде и закона отражения света мы встречаем у греческого ученого Евклида, жившего в 3 веке до нашей эры. (слайд3) 2.Изучение нового материала 2.1. -Когда мы слышим слово «отражение», прежде всего нам вспоминается…ЗЕРКАЛО(слайд4) ПЛОСКОЕ ЗЕРКАЛО! -«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи!»(слайд5) вопрошала царевна из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - Около 90% всей световой энергии приходящей к зеркалу отражается им. - В быту чаще всего используют плоские зеркала (слайд6), именно для таких зеркал, поверхность которых представляет собой плоскость и сформулирован закон отражения света. 2.2. Слайд7-тема -В физике зеркало изображают в виде плоскости, с надсечкой ЗАРИСОВАТЬ - Луч света, падающий на него или отраженный - в виде прямой со стрелкой ЗАПОМНИ: угол падения - угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения светового луча; угол отражения- угол между отраженным лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения светового луча. 2.3. - Давайте и мы с Вами побудим сегодня Евклидами, проведем простой опыт, чтобы установить закон, по которому происходит отражение света. Для этого из набора оборудования на ваших столах возьмите: источник тока, соединительные провода, лампочку и соберите цепь, соединив всё последовательно. Расположите источник света напротив экрана с целью - Вы получили световой луч. Отметьте карандашом место выхода светового луча из щели экрана. Поставьте на пути распространения света зеркало, расположив его перпендикулярно листу. Отчертите карандашом плоскость зеркала. Отметьте точку падения светового луча на зеркало, а теперь отметьте точкой дальнейший ход светового луча. (Я демонстрирую всё на оборудовании «Оптика», возле доски). -Разомкните ключ, уберите оборудование. Соедините точки обозначив луч падающий и отраженный, восстановите перпендикуляр к зеркалу в точку падения светового луча, отметьте угол падения и отражения. Измерьте транспортиром величину углов, что вы можете сказать о их соотношении? -Сформулируйте ЗОС: угол падения равен углу отражения.(ЗАПИСАТЬ) (слайд8) - вторая формулировка закона: луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точку падения светового луча лежат в одной плоскости (демонстрировать опытом с диска) (слайд9) 2.4. Первичное закрепление Устно решаем задачи: (работа по поощрительным карточкам) 1.Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол отражения равен 30°? (30) Слайд10,11,12 2. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?(60) 3.Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40°?(20) 2.5. Фронтальный эксперимент слайд 13- тема - Глядя на плоское зеркало, мы видим изображения предметов, которые перед ним расположены. Изображения эти в точности повторяют внешний вид предметов. Кажется, что эти предметы-двойники расположены позади поверхности зеркала. - Если протянуть своему изображению правую руку, то ваш двойник подаст Вам….-ЛЕВУЮ РУКУ. Это первое свойство плоского зеркало: оно меняет право налево, лево направо Слайд-14 - При осмотре себя в зеркале, вы видите своё ПРЯМОЕ (не перевернутое изображение) Слайд-15 - Ваше изображение имеет те же размеры, что и Вы Слайд-16 если остается время, то опытно! - Ваше изображение симметрично относительно зеркала! Слайд-17 Опытно! -К числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, относятся не только специально изготовленные зеркала, но и любые ровные, гладкие поверхности, например, спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла Слайд-18 - А что происходит со светом, который падает не на плоское зеркало? Он рассеивается от неровных поверхностей и такое отражение называют ДИФФУЗНЫМ Слайд-19 Именно благодаря рассеянному отражению мы имеем возможность видеть окружающие нас тела, причем мы можем наблюдать их с разных мест: свет, падая на поверхность тел, рассеивается по разным направлениям. IV Рефлексия. Постановка домашнего задания. (работа по поощрительным карточкам) -Какие выводы об отражении света вы могли бы сделать? -Сформулируйте законы отражения света. (Учащимся необходимо подсчитать общее количество баллов, полученных на протяжении урока и поставить себе оценку. В соответствии с оценкой, ученики записывают свое домашнее задание: ……….) V Подведение итогов урока. -Ребята, сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света - установили закон его отражения. Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минутку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем кто никогда не видел таких прекрасных картин…….(если остается время, то презентацию «Как прекрасен этот мир») -Часто на святках девушки гадают, глядя в зеркало. Проанализировав все знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке, ответьте на вопрос: Можно ли в зеркале увидеть свое будущее? Литература: 1. А.В. Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г. 2. "Физика” Приложение к "Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г. 3. Неизвестное об известном. Москва, "Росмен”, 1997 4. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ "Астрель”, 2002 г. 5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г. Обзор электронных образовательных ресурсов Электронные ресурсы, где можно найти информацию, фотографии и схемы по теме "Оптика”: 1.mpu.edu.ru \\ модели уроков с применением ИТ 2.1C: Репетитор Физика. Справочные материалы, 2000 г. 3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , в 10 частях, версия 2004 4.Открытая физика 1.1, 2.0, 2.5. Физикон. 5.Yandex : Наука и образование:http://www.e-schools.ru/
Категория: Мои файлы | Добавил: licei
Просмотров: 1162 | Загрузок: 147 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
http://0daymusic.org


Maintain the spectacular job !! Lovin' it!

Имя *:
Email *:
Код *:
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz