Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 20.11.2018, 16:20

МОУ Лицей

г.Балашова Саратовской области
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [54]
Проголосуй за наш сайт Проголосуй за наш сайт Проголосуй за наш сайт Проголосуй за наш сайт

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Взаимодействие семьи и школы в формировании духовного развития детей
29.03.2010, 12:29
«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьей», - писал в своих воспоминаниях Вильгельм Гумбольт, основатель Берлинского университета. С этими словами согласится каждый из нас. Только семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь межу прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственного и духовного человека. Безусловно, воспитание должно быть основано на примере и величайшим авторитетом для ребенка могут стать отец и мать. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Это очень важная проблема, которая сказывается на поступках и поведении ребенка, ведь взросление протекает у подростков по-разному. Как в этот период жизни может помочь семья, и какую она должна играть роль для своего ребенка, чтобы пережить это с минимальными потерями для него и для самих родителей? Во-первых, это поддержка своего ребенка, сопереживание и понимание. Во-вторых, необходимо верить в своего ребенка, доверять ему и тогда ростки дадут свои всходы в более зрелом возрасте. Чтобы воспитать нравственного человека, необходимо формировать в детях определенные понятия с раннего детства. Что это за понятия? Конечно доброта, любовь к Родине, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга и трудолюбие. Школа же должна продолжать родительское воспитание, а это возможно только в том случае, если семья доверяет ей. Велика роль воспитательной работы в формировании нравственно-эстетического идеала. Классный руководитель должен помочь ребятам разобраться в окружающих его людях, отыскать идеал прекрасного человека и помочь понять, в чем красота человека. Кому из ребят не хочется быть красивым, обаятельным, владеть речью? Интерес к своей внешности, тяга к общению особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. Возникают первые вопросы: каков я? Красив ли? Каковы мои достоинства? Очень важно не упустить этот момент. Чтобы подросток верно расставил свои приоритеты, необходимо проводить специальные занятия, встречи с интересными людьми, беседы и диагностические исследования по изучению уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся. Я, как классный руководитель разработала систему классных часов, внеклассных мероприятий, диагностических исследований и родительских собраний по развитию нравственно-духовной личности. Воспитательная работа в нашей школе строится по следующим направлениям: учебная деятельность, индивидуальная работа с учащимися, внеурочная деятельность, нравственно-духовное развитие учащихся, работа с родителями, аналитико-диагностическая деятельность, работа по сохранению здоровья учащихся, патриотическое воспитание, развитие эстетических и творческих способностей, трудовое воспитание. Так, в течение учебного года были проведены следующие мероприятия по воспитанию духовно-нравственной личности: месяц вежливости, неделя патриотизма, декада «Моя семья – моя крепость», проведен круглый стол «Крепко государство семьею», были проведены классные часы на темы «Азбука поведения», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Как хорошо, что все мы разные» ко Дню толерантности, интерактивная игра «Жизненные ценности», игра «По имени называют, по отчеству величают», родительские собрания «Как стать хорошими родителями», «Нравственные уроки моей семьи» и т.д. Каждый месяц провожу в коллективе диагностические исследования по уровню воспитанности учащихся. Проведенная работа уже дала свои результаты, хотелось бы рассказать о таком мероприятии, как диспут «В чем красота человека?» Среди обсуждавшихся вопросов были такие: можно ли стать красивым? В чем красота человека? Можно ли по внешнему виду человека судить о его внутреннем мире, убеждениях, вкусе, поведении? Вот некоторые ответы: «Красивым можно стать, если поумнеть», «Духовно стать красивее можно, внешне – нет», «Какой есть, такой и останешься», «По одежде о поведении человека судить нельзя», «Если человек плохо одет, значит, он просто не следит за своей внешностью». По ответам чувствовалось, что мои ребята хорошо разбираются в требованиях, предъявляемых человеку, его нравственному и духовному развитию. Однако, при проведении исследования о том, способны ли ребята дать самооценку, критически оценить свой характер, результаты опроса оказались неожиданными. Если в ходе диспута ребята уверенно оценивали положительные и отрицательные качества других людей, то оценка собственного характера вызвала затруднения. Некоторые ребята отметили у себя наличие совершенно противоположных качеств. Некоторые писали: «Поступаю в зависимости от обстоятельств», «Поступаю, когда как». Выявив такие противоречивые чувства у учащихся, считаю необходимым продолжить работу в этом направлении по дальнейшему формированию нравственно-духовной личности. В заключение своего доклада хочу сделать вывод, что подростковому возрасту свойственны противоречия. Их можно преодолеть только при систематическом нравственном и эстетическом воспитании, внимательном изучении духовного мира ребят. И тогда, возможно, что эти противоречия могут и не возникнуть. Кто же должен этим заниматься: школа или семья? Ответ очевиден. И педагог, и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. Литература 1. Ю.П.Азаров. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. 2. Н.И. Дерклеева. Новые родительские собрания. М.: Вако, 2006. 3. Н.И. Дерклеева. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2006. 4. Е.Л. Прасолова. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1987.
Категория: Мои файлы | Добавил: licei
Просмотров: 942 | Загрузок: 12 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 licei  
Спасибо за материал.

Имя *:
Email *:
Код *:
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz